Участник Городского проекта «Школа Новых Технологий»
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Восточный административный округ

Мы готовы к участию в городском конкурсе 24.01.19

В начале февраля стартует межрайонный этап московского городского конкурса исследовательских и проектных работ. В нем, среди других, примут участие учащиеся параллели шестых классов нашей школы.

Проектной деятельностью мы начали заниматься задолго до того, как соответствующее положение появилось в требованиях ФГОС. Сейчас данная форма работы стала обязательной, и в связи с этим нередко возникает путаница в понятиях, когда проектом называется все, что более-менее отлично от стандартного выполнения задания на уроке. Но доклад, реферат, презентация и даже опрос в социальных сетях, - это еще не проект. Проект – это когда для решения той или иной актуальной проблемы создают то, чего не было раньше. Проект – это творческая задача, которую ученик сам формулирует и сам находит способы решения. Такая деятельность принципиально отличается от привычной школьной работы, в основе которой лежит следование готовому образцу или алгоритму. Ребята приближаются к ситуации современного производства, где, по законам рыночной экономики, во всех сферах, от автопрома до мультимедиа, от сотрудников требуются навыки создания уникального продукта.

Итак, ребятам предстоит создать с нуля нечто новое, да еще придумать способ, как это сделать. На ум сразу приходит поговорка: «пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Взрослые, столкнувшись с подобным требованием, испытывают растерянность, досаду и злость. Отсутствие четких правил их демотивирует: достаточно вспомнить, как нелегко даются коллективам на предприятиях различные тренинги, игры и мозговые штурмы, где приходится выходить из привычных ролей. А вот школьники адаптируются достаточно быстро, особенно в группе. Их вдохновляет очевидный, но вместе с тем невероятный факт, что самые обычные предметы и процессы: письмо и счет, классная доска, парта, грифель, рюкзак и даже шнурки для обуви были когда-то кем-то придуманы. А значит, изобретать – не такое уж непосильное дело, доступное лишь гениям.

Очень важно чтобы рядом с ребятами был умелый наставник, который сможет их ободрить и направить, но при этом не будет мешать. Свобода ученика требует от педагога большой точности работы. Недопустимо подменять его идеи и решения своими, подсказывать, действовать вместо него. В идеале, консультант в проектной деятельности – это наблюдатель. Его задача - обратить внимание ребенка на те аспекты работы, которые ученик, в силу небольшого личного опыта, не в состоянии заметить сам. Ну и, конечно, учитель помогает ребятам осуществлять тайминг процесса: разбивать этапы на более и менее значимые, определять, чем следует заняться немедленно, а что отложить на потом; отслеживать уже пройденные этапы и оценивать соответствие текущей работы изначальному замыслу. Планирование – это «западающая клавиша» у школьников младшего и среднего звена, так как следование готовому учебному плану не требует высокого уровня самостоятельности. Работа над проектом помогает настроить данную опцию. Многие ребята, которым поначалу нужно напоминать, что они собирались сделать, к середине работы осваивают премудрости промежуточного контроля: без лишних команд координируются друг с другом в соцсетях, заносят идеи на флипчарт, обмениваются наблюдениями и результатами, сверяясь с собственными записями предыдущих встреч.

Что же мы делаем? Что у нас получается? Предлагаем вашему вниманию список достижений наших шестиклассников. Сокращенный, поскольку над различными проектами работала целая параллель, а это более полутора сотен ребят. Все они, за очень малым исключением (несколько человек были вынуждены отправиться на ежегодную битву с вирусами) сумели пройти путь от зарождения идеи до конкретного результата, который можно продемонстрировать товарищам, наставникам, родителям и просто неравнодушным людям.

Итак, ребята разработали два бизнес-плана: кофейни и фалафельной. Познакомили весь пятый корпус с обитателями приюта для животных, создав портретную галерею, - если у вас еще нет питомца, это можно исправить! Поставили спектакль на английском языке. Собрали футбольную команду и провели серию игр. Организовали свой блог. Разработали эффективное руководство по тайм-менеджменту. Придумали инструкцию по проведению школьного фримаркета, - осталось провести сам фримаркет, когда грипп сойдет на нет. Рассказали «историю без слов», представив инсталляцию внутреннего мира и разработав алгоритм для всех желающих: если вы хотите поведать о себе так, чтобы вас поняли, мы подскажем, как это сделать. Создали обзор «жемчужного ожерелья», то есть прудов Измайловского парка, существующих и утраченных: получилась уникальная экскурсионная программа, какой нет ни в одном путеводителе. Собрали песни ДВА и издали песенник, который будет распространяться на ближайшей Академии. Провели сравнительное исследование отечественной и англоязычной картогрфии. Издали кулинарную книгу…

Работа заняла три месяца. Для большинства шестиклассников это был дебют: раньше заниматься проектной деятельностью им не доводилось. Конечно, кое-кто из ребят не замедлил поделиться впечатлениями в соцсетях, да и некоторые учителя не удержались от соблазна похвастаться успехами своих учеников. «Как интересно! Где это, в какой школе, что за дети?» - спрашивают коллеги из других городов и даже из-за рубежа. И удивляются, когда им говорят, что школа обычная, муниципальная, и дети - тоже самые обычные, нормальные ребята, которые не любят делать уроки и часами зависают в своих телефонах.

… Самым неожиданным, наверное, получился проект самоходной тележки. Точнее, не получился: переделать магазинную тележку в более сложный механизм проектанты так и не смогли, зато им удалось устроить перформанс с новогодними поздравлениями для жителей ВАО. Подарить незнакомым людям пять минут нежданнной радости – разве это не результат? А более обдуманное планирование и четкую организацию проекта ребята продемонстрируют на будущий год, в седьмом классе.