Участник Городского проекта «Школа Новых Технологий»
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Восточный административный округ

Где мы были, что мы делали 03.03.19

Детско-взрослая академия «Окно в будущее» имени В.А. Жегалина провела 49-ю образовательную сессию.

Немного статистики

В сессии, проходившей на территории дол «Лесные поляны», приняли участие 87 ребят в возрасте от 2 до 11 класса, из них 57- учащиеся Школы № 1811. Гости прибыли к нам из школ №№ 1282,1508, 1514,1576; из Православной гимназии г. Ярославля, а также из Школы при посольстве России в Бельгии. Руководили играми Губанов Андрей Юрьевич, Дубиничева Велислава Евгеньевна, Неткач Анастасия Сергеевна. Игротехниками работали Ростошинская Галина Сергеевна, Кондратьева Виктория Юрьевна, Чистякова Мария Евгеньевна, Романова Виктория Борисовна, Преображенская Виктория Анатольевна

По давней традиции ДВА в группах, роль игротехников могут выполнять сами ребята и родители наших участников - те, которые не боятся брать на себя ответственность и занимают активную жизненную позицию в ДВА уже много лет. На этой сессии игротехником работал старшеклассник Александр Ч.

У ребят была возможность выбрать одну из образовательных программ: «Ежик в тумане» и все-все-все» для учащихся 5-11 классов, на материале сказки С. Козлова и мультфильма Ю. Норштейна, и «Легкое дыхание» И. Бунина для старшеклассников.

Сквозь туман

В основе замысла игры «Ежик в тумане» и все-все-все» лежало желание создать такое образовательное пространство, которое позволит ребятам осуществить свою собственную встречу с произведением искусства (рассказом и мультфильмом) и теми смыслами, которые за ним стоят. Очень важно было выстроить это пространство на нескольких уровнях: восприятие, анализ, понимание, и, наконец, творчество как собственный ответ участников игры.

На первом этапе ребята познакомились со сказкой С. Козлова «Ежик в тумане». Используя методику безоценочного интервью из театральной педагогики, они начали работу с собственным восприятием этого рассказа. Дальнейшее погружение в текст и в то, как он устроен, позволило уже в первый день создать выставку очень интересных творческих работ, среди которых были инсталляции разных фрагментов рассказа из природных материалов; карта пути Ежика, составленная из иллюстраций к рассказу; картина из шерсти; инсталляция «Комарики»; собственный рассказ, описывающий события с точки зрения второстепенного персонажа – Луны.

Все участники Академии смогли познакомиться с представленными работами, и, что еще важнее, задать вопросы об идеях и замыслах, вложенных юными авторами в их произведения.

Следующий этап работы начался с просмотра мультфильма Ю. Норштейна «Ежик в тумане». Затем мы предложили ребятам сравнить рассказ С. Козлова и мультфильм. В ходе обсуждения стало очевидно, что это два разных художественных произведения. Такое разграничение было необходимо, чтобы в дальнейшем погрузиться в работу с мультфильмом, не привнося что-то из рассказа. Обменявшись впечатлениями по уже известной методике безоценочного интервью, ребята стали осваивать новое средство работы: построение композиции мультфильма, которое предполагало выделение «точек напряжения» («Побуждающее происшествие», «Поворот», «Кульминация») и выстраивание общей структуры мультфильма.

Такой игровой ход позволил ребятам, с одной стороны, продолжить работу со своим восприятием (ведь точки эмоционального напряжения улавливаем именно мы как зрители), а с другой, -- начать пристально вглядываться в мультфильм, анализируя его устройство. Это движение в углубление своего понимания удалось зафиксировать благодаря схематизации, которая стала следующим этапом работы. Каждая из версий понимания была сформулирована и схематично зарисована. Версии ребят строились вокруг идеи о том, что Ёжик, не побоявшись свернуть с привычного пути, встретился с чем-то неизведанным, и эта встреча изменила его состояние. Также многие говорили о том, что Ёжику было очень важно дойти до Медвежонка и принести обещанный узелочек. Общее обсуждение версий на пленарном заседании позволило задать множество вопросов, обеспечивающих дальнейшее движение групп в содержании мультфильма. Например, отвечая на вопрос о том, что такое неизведанное, одна из групп выяснила, что Ёжик, находясь в тумане, испытывает множество сильных эмоций, именно с ними он и встречается. Получается, что встреча с неизведанным – это встреча с самим собой. А туман – то особое пространство, где это происходит, ведь мы получаем возможность увидеть мир иначе.

Углубляя версии понимания, некоторые группы стали использовать средства анализа художественного фильма: анализ музыки, цвета и света, устройства кадра. Работа с цветом и светом позволила выделить в мультфильме разные миры/пространства и особым образом отметить Дерево, перед которым, по словам группы, туман рассеивается (как перед чем-то важным); также очень выделяется его цветовая палитра и музыкальное сопровождение. Работа с кадром и тем, как показан Ежик в начале и в конце мультфильма, позволила конкретизировать и доказать смену его состояний. А благодаря работе с музыкой одной из групп удалось построить «звуковую кривую мультфильма», сам вид которой очень созвучен словам Ю. Норштейна: «Если представить себе кривую этого большого куска (речь о фрагменте, где Ежик «путешествует» в тумане), то она вся построена на всплесках ритмов, покое, новых всплесках и новых сменах» (здесь и далее цитаты из книги Ю. Норштейна «Снег на траве»). Безусловно, музыка в этом мультфильме становится ярчайшим отражением общего ритма, который, в свою очередь, «воздействует на биологию зрителя».

На завершающем этапе работы группам было предложено создать собственные «арт-объекты» - творческие зарисовки, отражающие их работу по пониманию мультфильма. Так появились «Темная комната звука», в которой ребята попробовали воспроизвести звуки мультфильма, чтобы показать, как они формируют и отражают состояние (и героя, и зрителя); живая картина «Навеянное Ежиком», передающая «преображающее» действие тумана; выставка картин-ассоциаций, выполненная в палитре мультфильма и оформленная в виде дерева (сами палитры стали стволом, а картины – ветвями и листьями); игра в ассоциации «Угадай эмоцию Ежика», две книжки с иллюстрациями «В поисках лошади в тумане» и «Возвращение Ежика домой», сочиняя которые ребята попробовали предположить, как пройдет следующий день Ежика; анимация, оживляющая звуковую кривую мультфильма.

Созданное в результате такой работы игры «Арт-пространство» позволило всем участникам ДВА по-новому погрузиться в мир «Ежика в тумане».

Группа перспективной молодежи, ставшая уже традиционной для ДВА, также участвовала в игре «Ежик в тумане», однако двигались они по своей специальной программе, учитывающей возрастные особенности 2-4 класса.

Этот организационный ход позволил включить младших ребят в общее пространство, ко всеобщему удовольствию: они выступали на пленаре, работали с тем же материалом, что и старшие. Но при этом руководитель группы перспективной молодежи Галина Сергеевна Ростошинская подобрала дополнительные творческие и естественно-научные задания, позволившие ребятам попробовать разное и сделать свое понимание еще более объемным. Так, например, эта группа изучала особенности образования тумана, читала другие сказки С. Козлова, а также создала свою собственную настольную игру по сказкам, которая была представлена на общей презентации творческих результатов «Арт-пространство» и вызвала огромный отклик всех участников.

Руководители игры Дубиничева Велислава Евгеньевна и Неткач Анастасия Сергеевна.

Лёгкое дыхание – 2019

На этой игровой сессии ДВА старшеклассники вместе с игротехниками пытались понять, что именно делает текст «художественным», а некий художественный текст – выдающимся среди других «художественных». Читали, обсуждали, пытались дать свой анализ рассказу И.Бунина «Легкоедыхание». В процессе работы пришлось коснуться некоторых важных глав из истории отечественного литературоведения (идей русской формальной школы начала 20-го века), эстетики (М.Бахтина), психологии искусства Л. Выготского.

Мы пробовали совместить предлагаемые этими школами инструменты анализа и собственное восприятие произведения. Нам кажется, что попытка удалась, игра получилась интересной, насыщенной. Доставила всем нам большое удовольствие и поставила новые вопросы.

Руководитель игры Андрей Юрьевич Губанов

Мастера и подмастерья

Эта Академия была особенно богата разнообразием мастерских:

«Режиссура поведения» Здесь старшие ребята за 5 дней постарались взглянуть на себя со стороны: как они двигаются, как разговаривают. Встреча с мастером – актером, режиссером, педагогом дополнительного образования Александром Викторовичем Вичкановым не прошла даром. Но как говорят сами участники этой мастерской – работа «над собой» только началась…

«Помоги себе сам…интересно провести время» Эта мастерская была очень востребована участниками Академии. Мастер Александр Дмитриевич Аросьев предложил ребятам такие интересные настольные игры, что после окончания работы мастерской участники еще долго не могли разойтись, не хватало времени закончить тот или иной такт игры. Особо полюбились игры «Гномы-вредители» и «Номы».

«Как прекрасен этот мир!» - хотелось воскликнуть каждый раз после посещения таких мастерских, как «Картины из шерсти» (мастер Ростошинская Галина Сергеевна Ростошинская) «Изо» ( мастера Мария Чебанюк и Зинаида Гольман), «Шкатулка» (мастер Даниил Голубев) Последние две мастерские традиционно вели учащиеся старших классов нашей школы. В мастерских царил дух творчества и созидания! Ребята научились красиво выкладывать нити шерсти на войлоке, превращая их в настоящие маленькие шедевры в виде пейзажей, портретов, узнали все тайны создания комиксов, от истории до самовыражения на листе бумаги, а традиционные промыслы росписи по дереву приобрели в их исполнении новые краски и звучание.

Мастерскую «Кино» вели два мастера: Александр Александрович и Виктория Анатольевна Преображенские. Здесь, на мастерской, для ребят развернулся настоящий кинопроцесс: от написания сценария, раскадровки, съемки, монтажа до выхода фильма на экран, который сейчас можно увидеть на YouTube.

Мастерскую «Инжениринг» возглавил Владимир Сергеевич Кондаков, впервые побывавший на Академии в роли мастера. Здесь собрались те, кому близка позиция инженера. Творческим продуктом этой мастерской было соревнование роботов (машина-катапульта), которым нужно было попасть в цель. «Инженеры» прекрасно справились с поставленной задачей.

Анастасия Владимировна Кокорева, математик по образованию, приехала на ДВА из Бельгии со своими дочками. Она вела мастерскую по математике, где собрались участники, уже знакомые с мастером по прошлому году. Здесь с удовольствием работали все, от младших до старших, увлеченно исследуя теорию вероятности!

И снова мы возвращаемся к традициям ДВА: в роли мастеров на этой сессии были выпускницы школы и ДВА-2018 года Миронова Анна и Пустовалова Софья. Их мастерская «Танцевальная студия» на фестивале представила современную танцевальную композицию. Завершив выступление, участники покидали сцену под бурные аплодисменты зрителей.

Заботились о перспективной молодёжи, помогали ребятам на этой сессии не только старшеклассники, но и взрослые – Марта Сергеевна Севостьянова и Ольга Викторовна Уварова.

Каждое утро наши ребята делали зарядку в бассейне, физически развивались и укреплялись во время спортивных состязаний под чутким руководством тренера, Павла Александровича Кисловского.

Обеспечивала организацию жизненного пространства Ольга Лазаревна Конева, которую поддерживали все участники Детско-взрослой академии.

Нельзя не сказать о гостях ДВА: у нас побывали выпускницы школы и ДВА – Евгения Викторовна Панкратова и Татьяна Александровна Романова. Не в первый раз специально взял отпуск и приехал на академию Александр Михайлович Гусихин, который обеспечил съемку важных моментов сессии Академии.

Большое спасибо всем-всем за участие в нашем со-бытии – Детско-взрослой академии!

Руководитель сессии Конева Ольга Лазаревна