ТАЙМЕР/ Влюбиться в негодяя 07.11.2020

«Но все сие может ли оправдать его?» (Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза»). Мы продолжаем разговор о русской классике. Наш корреспондент исследует, как отрицательные герои превращаются в положительных.

Слышали ли вы что-нибудь о фандомах? Если впервые видите это слово, не пугайтесь. Это те же кружки по интересам, которые существовали во все времена, а сейчас переместились в Сеть. Фандомы могут быть по сериалам и фильмам, музыкальным группам и различным известным личностям, по истории государств. Лично я не состою ни в одном, но люблю следить за жизнью фандома русской литературы. Там можно узнать подробности из жизни отечественных писателей, поговорить о литературных течениях и приёмах, обсудить любимые произведения, да и просто с пользой провести время. Поскольку фандом объединяет людей разных возрастов и мнений, между «фандомовцами» случаются бурные конфликты и споры по поводу героев классики. Некоторые не совсем правильно воспринимают отдельных персонажей произведений: насильника оправдывают внешностью, манипулятора – красивыми фразами, а крупного афериста – харизмой. Для таких людей отрицательный персонаж приобретает совсем другие оттенки, которые сильно отличаются и от действительности, и от позиции автора. Сегодня я хочу рассказать о жертвах романтизации, которым достается больше всех.

Пётр Верховенский

Ф.М. Достоевский «Бесы»

«Хоть он и убил Шатова,

но он всё равно лучший»*

Роман Достоевского «Бесы» после экранизация 2014 г. находится на пике популярности.

Пётр Степанович Верховенский, одним из самых ярких персонажей, является главным «бесом» порочного общества. Он хитер и коварен. «Как будто какой-то чудак, и, однако же, все у нас находили потом его манеры весьма приличными, а разговор всегда идущим к делу. Никто не скажет, что он дурен собой, но лицо его никому не нравится. <…> Вам как-то начинает представляться, что язык у него во рту, должно быть, какой-нибудь особенной формы, какой-нибудь необыкновенно длинный и тонкий, ужасно красный и с чрезвычайно вострым, беспрерывно и невольно вертящимся кончиком».

Чувствуете? Он совсем не прост. Подозрения читателя будут находить подтверждения по ходу развития сюжета:

«Ну-с, какое же мое собственное лицо? Золотая средина: ни глуп, ни умен, довольно бездарен и с луны соскочил, как говорят здесь благоразумные люди, не так ли?»

Прототипом Петра Степановича послужила довольно известная и нашумевшая личность своего времени – Сергей Геннадиевич Нечаев. Этот человек оказал очень больше влияние на революционные студенческие движения 1868 – 1869 годов. Студенты боролись против казённых методов обучения и полицейского произвола, но часто их намерения пересекались с политическими вопросами. Многое из «нечаевщины» нашло отражение в романе «Бесы». Ключевое событие – убийство студента Иванова (в романе – Шатова) с целью проверки и сплочения вокруг себя участников «Народной расправы». Практически так же, как и его прототип, Пётр Верховенский под предлогом передачи печатного станка заманил Шатова в заранее обозначенное место и застрелил. После убийства Верховенский уезжает в Швейцарию, точно, как и Нечаев.

Если честно, мне нравится Верховенский как умелый манипулятор и расчётливый лидер. Но из-за того, что, к сожалению, экранизация Хотиненко намного популярнее, чем оригинальный роман, большинство оценивает прежде всего сериального Верховенского. Некоторые «фанаты» считают, что Пётр Степанович – это безобидный человек, поступки которого не воспринимаются всерьёз:

  • «Надеюсь, он придёт сейчас в мою школу и ушатает меня, как Шатова»
  • «Обожаю эту зайку»
  • «Моя бусинка любимая»
  • «Я хочу его поцеловать»
  • «Влюбилась в это солнце до потери пульса»

Причина появления таких отзывов кроется во внешности актёра, играющего Верховенского – Антона Шагина. Он выглядит очень миловидно. Несмотря на негласное правило «в тихом омуте черти водятся», зрители не желают углублятьсяним в характер, ни в историю персонажа. Так «бес» превращается в душку. Знал бы Достоевский!..

Николай Ставрогин

Ф.М. Достоевский «Бесы»

«Ставрогин, знаете ли Вы,

что Вы красавец?»

Когда говорят о ключевых «бесах» романа, обычно имена Верховенского и Ставрогина стоят рядом. И это не случайно.

«…это был самый изящный джентльмен из всех, которых мне когда-либо приходилось видеть<…> Все наши дамы были без ума от нового гостя. Они резко разделились на две стороны — в одной обожали его, а в другой ненавидели до кровомщения; но без ума были и те и другие. Одних особенно прельщало, что на душе его есть, может быть, какая-нибудь роковая тайна; другим положительно нравилось, что он убийца. <…>

В отличие от Верховенского, скрытный Ставрогин не «болеет» никакими общественными идеями, Но именно скрытность является его главным пороком. Никому он не рассказывает о своей женитьбе на девушке-инвалиде на спор. Мало кто знает о его шизофрении. Никто не догадывается о том, что он совратил малолетнюю девочку.

Доподлинно неизвестно, кто послужил прототипом Николая Всеволодовича и был ли прототип вообще. А актёром, сыгравшим Ставрогина, был Максим Матвеев. Здесь, практически, как по сюжету: «Все наши дамы были без ума…».

  • «Он слишком шикарный»
  • «Если бы я была Матрёной, я бы родила ему ребенка»
  • «Красавец и педофилюшка»
  • «Ставрогин же очень красивый»
  • «Какой мужчина, ох»

Может быть, актер перестарался? Нет, обвинить Максима Матвеева в ложном восприятии персонажа нельзя: своего героя он передал великолепно. Виновата аудитория, которая любит «встречать по одёжке»: «Я же замужняя дама! Но почему сердце так предательски пропускает удар при виде него? Каждый раз. И как в первый раз»…

Григорий Печорин

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

«В такого абьюзера и

влюбиться не жалко»

Этот персонаж наглядно отражает суть пословицы «По одёжке встречают, по уму провожают». Этого персонажа романтизируют не только читательницы, но и героини самого произведения.

Например, любовь для Печорина – это ничто иное как азартная игра. Он влюбляет в себя женщин лишь для того, чтобы побесить конкурентов и потешить собственное самолюбие.

«…есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! <…> первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости?»

Он высокомерный и эгоистичный человек. У него нет друзей, ведь он «к дружбе неспособен...». Его забавляют собственные враги, ведь они волнуют ему кровь. А его подтрунивания иногда сложно отличить от настоящих оскорблений.

«-<…>Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.

— Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, — сказал Грушницкий с негодованием».

Но даже такой характер не мешает появлению фанатов у Печорина. В основном это заслуга Игоря Петренко, который сыграл его в сериале «Герой нашего времени» 2006 г. Благодаря его внешности зрители (точнее, зрительницы) стали воспринимать Печорина как необыкновенного романтика и настоящего пикап-мастера:

  • «Печорин может украсть только коня и моё сердце»
  • «Теперь я хочу быть Ундиной»
  • «Хочу быть такой же, как Печорин»
  • «Первая литературная любовь»
  • «Хочу прыгнуть к нему в объятия, а не вот это всё»

Но совсем забывают о его хорошо замаскированном отрицательном нутре.

Лиза и Эраст

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

«Прекрасная, но наивная девушка,

ветреный и непостоянный мужчина…

Не лучшее сочетание»

С этими персонажами не всё так однозначно. Большинство учителей литературы романтизируют Лизу и «проклинают» Эраста. Кто-то становится на сторону Эраста и осуждает Лизу. Современные же школьники осуждают и того, и другого.

«Но всего чаще привлекает меня к стенам Си...нова монастыря — воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы. Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» - так выражает своё отношение автор. У Лизы и правда была тяжёлая судьба: смерть отца, продажа цветов, чтобы хоть как-то прокормить себя и престарелую мать, первая любовь с трагичной развязкой. Но кто виноват в этой трагичной развязке?

Большинство винят в этом Эраста. Он же вступил в отношения с девушкой, которую знал от силы пару дней, воспользовавшись ее неопытностью: «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы. Что принадлежит до Лизы, то она, совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие». Лиза впервые оказалась в таких тяжёлых обстоятельствах и не видела иного решения проблемы, кроме самоубийства. Но давайте всё же взглянем на ситуацию по-другому. На что Лиза надеялась? Настоящим чудом является заинтересованность Эраста в Лизе, ведь «отец Лизин был довольно зажиточный поселянин», а «Эраст был довольно богатый дворянин». И к чему было самоубийство? Лиза осталась с разбитым сердцем, но если она так любила мать, то почему она бросила её на произвол судьбы?

  • «В их время не было принято выходить за первого встречного, не было принято влюбляться крестьянке в дворянина. Лиза сама виновата в своей смерти»
  • «Она могла делать, что захочет, но никак не умереть»
  • «Лиза-эгоистка»
  • «… не могу жалеть Лизу, потому что её суицид был глупым и необдуманным решением…»
  • «Он и не виноват. Лиза слишком быстро привязывается»

Доля вины Эраста в трагичной развязке определённо есть. «…с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою» - сам Карамзин даёт ему такую характеристику. Виноват он и в том, что бросил Лизу, запланировав женитьбу по расчёту. Но в конце повести он раскаивается в своих «злодеяниях»: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

  • «Эраст не любил Лизу. Он любил её образ невинной скромницы»
  • «Он тот ещё гадёныш. Обесчестил Лизу и разлюбил её из-за этого»
  • «Он ей воспользовался и бросил, а раньше это было позором. Он ведь это знал, значит виноват»
  • «Если бы Эраст любил Лизу, он не стал от неё убегать или отказался бы от жизни по старым правилам…»

Так кто же виноват: Лиза или Эраст? Подведём итог: перед нами два слабохарактерных персонажа, которые вступают в отношения, но в то же время целиком и полностью зависят от обстоятельств. Они легкомысленны, но автор превращает эту абсурдную историю в настоящую любовную повесть.

  • «… обычный юношеский максимализм и неумение принять суровые реалии»
  • «Изначально Эраст был вправду влюблён, но в связи с денежными проблемами пришлось спасаться»

Список романтизированных персонажей, конечно, же неполный. В фандоме мы найдем Тараса Бульбу, Базарова, Молчалина… Некоторые отрицательные персонажи переоценены, а их поступкам читатели пытаются найти оправдание. Соглашусь с тем, что существует довольно много неоднозначных героев, про которых нельзя точно сказать, положительный он или отрицательный. Но, какой бы персонаж не был, стоит рассмотреть его со всех возможных сторон. Понятия «добро» и «зло» субъективны, но не настолько, чтобы оправдывать шизофреника красивой внешностью, а лицемера – умением галантно обращаться с женщинами.

Полина Гнедыш, 10Г

*В данной статье приведены реальные фразы и отзывы людей о персонажах русской классики.