ТАЙМЕР/ Фонвизин что-то знал! 17.10.2020

Классическая литература кажется нам скучной и неактуальной. Зачем произведения XVIII века включены в школьную программу, если сюжеты так далеки от нас? Но классика не утратила насущность. Проблема в читателе: немногие готовы вчитаться в текст и понять замысел автора.

Возьмем комедию Фонвизина "Недоросль". Автор писал о необразованных дворянах и пороках общества. Возникает вопрос: что роднит героев Фонвизина и представителей современного общества с обязательным образованием? Но разве остались в прошлом отпрыски богатых людей, не горящие желанием учиться? Наоборот, их становится только больше. Такие дети в наше время с помощью родительских связей поступают с минимальными знаниями на важные должности: врачи, чиновники, дипломаты... Как правило, эти люди – эгоцентристы. Они не заботятся об окружающих, не знают конкуренции, не зарабатывают на жизнь честным трудом. В нашем обществе много «персонажей», подобных ленивому, глупому и эгоистичному Митрофану.
Вернемся непосредственно к пьесе. У недоросля много других недостатков и отрицательных качеств, помимо глупости. Митрофан хитёр и расчётлив. Он знает, как пользоваться людьми, что выпросить у матушки или, наоборот, в какой момент отвернуться от неё. Но не сам недоросль виноват в своих пороках. Вина лежит на родителях, наглой матери и слабохарактерном отце. Однако, характер родителей Митрофана сформировался из-за негативных факторов и в сложных ситуацих. У госпожи Простаковой, матери недоросля, было тяжелое детство: ребенком она прошла через смерть родных братьев и сестёр из-за жестокой халатности родителей. Ту любовь и ласку, которую Простакова не получила в детстве, мать отдавала сыну Митрофанушке. Последний же привык к ласковому обращению и беззаботному детству. Но когда у матери отобрали имущество, Митрофан бросил Простакову. И во времена Фонвизина, и в наши дни такой поступок вызывает у читателя отвращение. Века прошли, но от невежества до подлости по-прежнему один шаг.

Текст: Александра Белоусова, Полина Гнедыш