ТАЙМЕР/ Творчество 04.02.2020

Ну, здравствуй, Школа...

Стоявшую в квартире тишину нарушил робкий стук в дверь. Не особо громкий, но Лена услышала его даже через наушники. Какое-то странное чувство овладело ей – она почувствовала что-то смутно знакомое, словно кто-то достал из старого ящика книги, покрытые пылью и сдул ее, сделав перед глазами большое серое облако, в котором еле заметно вырисовывались корешки важной информации.

Лена встала и подошла к двери. Ее рука сама схватилась за ручку, дернула вниз и распахнула дверь. На пороге стояла она. Бледная, словно вампир, с вьющимися коричневыми волосами, постриженными под каре, большими, карими глазами. Ее печальный, холодный взгляд проникал прямо в душу. Они смотрели друг на друга в упор. Нормальный человек хоть на секунду оторвался бы, чтобы глянуть на девушку в полный рост, но Лене это было не нужно – она знала, что гостья одета в школьную форму: белую блузку и синюю юбку. За все годы она не сменила ни прическу, ни наряд.

Тут девушка сорвалась с места и обняла Лену. Лена вновь почувствовала то, что не чувствовала уже давно – ее заботу и свою готовность идти за ней по пятам за новым и неизведанным. Но откуда она здесь – Лена давно закончила школу… да. Это была именно она – Школа.

Наконец, Лена разглядела то, чего не заметила раньше – волосы Школы были спутаны, край юбки будто обгрызен, на блузке красовались желтые пятна.

-- Ну, здравствуй, - сказала девушка.

Снова этот голос. Лена не слышала его уже много лет. Добрый, но уверенный. Обладательница этого голоса помогла Лене по-другому взглянуть на мир и научила тому, что знала сама.

-- Здравствуй…те, - тихо сказала Лена, - Что с тобой?

Девушка слегка улыбнулась и выгнула бровь. Лена поняла все моментально – она сделала шаг в сторону и пустила Школу в дом. Затем она провела гостью на кухню, усадила на стул и налила ей чай. Бледная, худая рука девушки взяла ложечку и насыпала в чай сахар.

-- А ты еще помнишь? - усмехнулась она, помешивая напиток. В голосе ее прозвучала малая долька сожаления. -- Ты спрашиваешь, что случилось, значит. Хорошо, я все расскажу тебе, хотя я пришла просто навестить тебя, а не жаловаться на свои проблемы.

Лена села напротив и посмотрела ей в глаза. Столько эмоций она в них видела раньше, но они как будто испарились. Ощущение было, что что-то сделало Школу более скованной и изредка улыбающейся. Раньше она была совсем другой – веселой и открытой. Что же произошло?

Как Лена и ожидала, Школа начала издалека:

-- Ты так изменилась, но я все равно вижу в тебе маленькую девочку с двумя хвостиками, - улыбнулась Школа. - Ты еще не умела ни писать, ни читать, ни считать, а я исполняла свой долг – помогала тебе привить тягу к новым познаниям и развивать ее. Да, я была часто строга. Но с помощью этого ты закалилась и стала другой… Она запнулась, опустила глаза, посмотрев в чашку с чаем, сделала глоток. -- А ты в свою очередь… не отталкивала меня, а мотала все себе на ус.

Ты была не первым ребенком, который прошел такой путь, но каждый в итоге пошел в свою сторону. Но я надеюсь, что ты понимаешь, что являлась далеко не последней…

Лена слушала и рассматривала ее лицо. Оно было явно уставшим, под глазами темные круги. На них слегка розовели следы плача. Хотя гостья была спокойна, но Лена догадалась, как нелегко ей даются эти слова. Школа продолжала:

-- Мальчики и девочки, хулиганы и примерные, двоечники и отличники, внимательные и не очень. Так было раньше. Но все стало менятья. Изменились порядки. Мой авторитет упал. Теперь я должна быть прислугой. Услужливой, безропотной, не имеющей право на ошибку. Родители меня всегда критиковали, но дети никогда не могли мне грубить и унижать. Теперь я не вправе требовать, не вправе принуждать. Я больше не могу быть строгой к детям. Очень осторожно я могу высказать мнение по поводу плохой успеваемости, потому, что родители поднимут скандал по поводу прав ребенка, ученика. Этика – ха-ха-ха!…. Двойка? Кто виноват? Учитель! Хорошая оценка – заслуга исключительно ребенка! Справедливо? Не думаю. Мое дело учить, а не быть прислугой! - голос Школы сорвался на крик. -- Как они могут этого не понять! Их же учили по системе, которую они сейчас презирают! Как так можно?

Тут она замолчала, снова сделав глоток чая.

- С мятой? - произнесла она, неудачно пытаясь перевести тему.

-- Раньше я ничего такого не замечала. Даже не думала об этом, - проигнорировала Лена ее вопрос.

По щеке Школы скатилась слеза и упала в чашку с оранжево-коричневым чаем, на котором танцевали блики.

Лена встала и обняла ее. Никогда ей еще не приходилось утешать того, который сам всегда утешал. Она задумалась о странной личности своей гостьи, – Школа сочетала в себе доброту и строгость, заботу и справедливость, веселье и ум. Таких удивительных существ нужно ценить и беречь, тем более, если они еще и дарят вам знания. Школа всегда находила выход из любой ситуации, а сейчас оказалась в тупике.

Да и сама Лена не представляла себе, как бы вышла из такой ситуации. Наверное, сообщила бы, что больше не будет учить детей, раз они не воспринимают ее всерьез, могут нагрубить и ничего не услышать в ответ. Детей, воспитанных на том, что Школа им должна…

Нет, этот вариант не вариант. Ведь долг Школы – давать знания. Но в таких условиях?..

Перед глазами встала картина: за партой сидит девочка, а у доски стоит Школа. Она объясняет предмет, старательно пытаясь рассказать просто, чтобы ученице не приходилось сильно напрягаться, чтобы хоть чуть-чуть знаний она унесла домой. Но вместо того, чтобы писать, девочка рисует в тетради и жует яблоко, чавкая, роняя слюну и сок, которые долетают до доски. Школа подходит к ней и начинает объяснять, что так делать нельзя, но девочка произносит что-то грубое, кидает в Школу огрызок и уходит. Школа остается одна в кабинете, а девочка возвращается с родителями. Они начинают орать на Школу, а та глотает гордость, обиду, свой многолетний опыт, едва сдерживает плач, а затем берет себя в руки, прямо на глазах становится серьезной, кивает, говорит «извините», и… картинка исчезла.

-- Как бы я хотела, чтобы ученики снова начали воспринимать меня всерьез и проявлять ко мне уважение,-- грустно произнесла Школа.

-- Уверена, что когда-нибудь так и будет! -- ответила Лена.

Варвара К