ТАЙМЕР/ Семь вопросов про финансы 17.12.2019

Мнение корреспондентов нашей редакции

1.Как научить школьника правильно планировать траты?

-- Дать небольшую сумму и посмотреть, как распорядится. А потом проанализировать, насколько это было разумно. Но не ругать.

2.Как избежать импульсивных (лишних) покупок?

--Прежде, чем что-то купить, спроси себя, почему ты хочешь эту вещь? Нужна она или можно обойтись? Есть ли уже у тебя что-то похожее?

3. Как донести до школьника, что деньги достаются непросто?

-- Пусть родители рассказывают о своей работе. И о своих чувствах. Даже когда устали или беспокоятся, что денег мало. Еще об этом можно узнать из книг.

4. Часто нам кажется, будто взрослые покупают все, что хотят. Как объяснить, куда на самом деле уходят деньги?

-- У нас в семье был трудный период, когда мама сидела с детьми, а папа очень много работал, мы его почти не видели. Мы даже не все продукты себе могли позволить, взрослые в магазине говорили: "этот сыр не берем, он дорогой". И вдруг папа купил катер! Огромный катер, настоящий. Папа сказал, что он нам нужен для Дальнего Востока, у нас там участок по программе «дальневосточный гектар». Я вообще не понимала, как одно связано с другим. Папа объяснял, что это нужно нам всем, но мне все равно было как-то неуютно. Но со временем понимание пришло. Наверное, я просто подросла.


5. Финансовые игры допустимы?

-- Конечно, это же весело! Мы один раз на даче играли в страну и у нас там была валюта, "булитлы" (на самом деле просто цветные печати с персонажами). Булитлы надо было заработать. Кто-то ремонтировал велики, я делала подарки, моя сестра их продавала, а одна девочка издавала журналы.

6. Откуда брать деньги, если работать еще рано? Копить подаренные на праздники или все время клянчить карманные?

-- Лично я стараюсь приберечь сдачу с покупок, когда хожу в магазин за продуктами для семьи. Взрослые не возражают. Это вопрос доверия: если оно есть, прекрасно, а если нет, заслужи. Как? Честностью. Объясни, зачем тебе эти деньги, покажи свою ответственность. Родители беспокоятся, чтобы мы не покупали чего-то вредного, а за сладости или канцелярку ругать точно не станут. Сдача - хорошая тема: чем больше тебе доверяют, тем большая сумма может в итоге накопиться в твоих карманах.


6. Как научиться экономить?

-- Надо внимательнее смотреть на родителей: они же не скупают все, что им нравится. Спроси, как у них получается.


7. Школьники умеют правильно обращаться с деньгами?

-- По-разному. Например, мой младший брат несколько тысяч уже накопил, потому что не тратит на чупсы, жвачку и другую мелочь. А старшеклассники, по моим наблюдениям, часто транжирят, особенно когда есть, что тратить. Я вижу, как они в магазине покупают дорогие продукты...и не только.
-- А у меня есть один очень обеспеченный друг, который тратит деньги на что попало. Но он всегда делится, он хороший друг, и вообще интересный человек. Я бы с ним и без подарков дружил. Но рядом с нами есть люди, которых привлекают именно деньги, они даже не стесняются об этом говорить. А он не обращает внимания, будто так и надо. С одной стороны, он прав, потому что алчность в людях неистребима. "Прилипалы" везде найдутся. С другой, люди удивляются, откуда берутся продажные коррупционеры на разных должностях... Так вот, это начинается еще в школе.

Мнение редакции может не совпадать с мнением учителей, администрации и твоим собственным. Есть свое мнение? Приходи к нам в редакцию! Обсудим.

Тему подготовили:

Ирина Бутырская, Даниил Рябикин, Таисия Киселева, Варвара Веденяпина, Екатерина Носова, Полина Гнедыш, Варвара Короткова.