Расскажи, как и как долго ты готовилась к ЕГЭ?
Сложно назвать конкретное количество времени, которое я потратила на подготовку, но попробую это описать. Я начинала упорно изучать химию и биологию для сдачи ОГЭ ещё в 9 классе.
Помимо уроков по школьной программе в 10 и 11 классе я посещала дополнительные занятия по подготовке к экзаменам, которые еженедельно проводили в школе мои учителя. На этих занятиях мы много практиковались, разбирали и закрепляли решения разных типов задач.
Полезны для подготовки были и практикумы в конце 11 класса: мы повторяли теорию, тренировались решать целые варианты, учились распределять время на экзамене, брались за самые сложные упражнения и оттачивали свои навыки по решению задач.
В течение обучения я аккуратно вела конспекты, по математике делала небольшие справочники с теорией и выполняла домашние задания, поэтому материал постепенно запоминался и было несложно его повторить, если что-то забывалось.
Также я дополнительно ходила на мероприятия «Суббот московского школьника», смотрела вебинары, чтобы углублять знания по темам, развивать логику и учиться ещё точнее формулировать свои мысли.
Несмотря на все это, были темы, которые давались с трудом и в которых мне хотелось знать больше, чувствовать себя ещё уверенней, в этом случае я обращалась за помощью к преподавателям, дающим частные уроки.
Из-за волнения перед экзаменом сложно было самостоятельно сосредоточиться на повторении, поэтому я воспользовалась короткими недельными интернет-курсами по химии и биологии, а русский и математику начала интенсивно повторять за месяц до ЕГЭ в школе с преподавателями.
Оставалось ли свободное время на досуг, хобби, общение с друзьями?
В 11 классе было не очень много свободного времени, редко удавалось уделять внимание хобби. Встречалась с друзьями вне школы тоже нечасто, в основном общались на переменах или по пути в школу. Часть времени я тратила на участие в олимпиадах и конкурсах, что помогало отвлечься от школьной атмосферы и в то же время сохранить учебный настрой и концентрацию. Иногда ещё и занять призовые места удавалось, что дало дополнительные баллы при поступлении.
Сколько баллов ты получила за пробники?
Последние официальные апрельские пробники, как мне кажется, я не очень сосредоточенно писала, но это помогло выявить слабые места. По биологии было 79 баллов, по профильной математике — 68, по русскому — 81, по химии написала пробник дома за неделю до экзамена примерно на 80 баллов, потому что апрельский пропустила.
Что помогло сосредоточиться во время экзамена? Сыграла ли роль удача?
Во время написания экзамена я старалась не думать о том, что от решения заданий, к которым я готовилась почти непрерывно 2 года, зависит поступление, а от него, в общем-то, следующие 4-5-6 (или чуть ли не 10, в случае медиков) лет жизни и дальнейший круг общения. Относилась к ЕГЭ так же, как к олимпиадам: выкладывалась по максимуму. А дальше, если получится много набрать баллов — классно, не получится — грустно, но значит, такова судьба. Сосредоточиться в аудитории мне помогал интерес к заданиям. Было любопытно узнать, что составители решили дать в этом году для проверки знаний и как я смогу с этим справиться. И к тому же задания, можно сказать, эксклюзивные. Кроме сдающих, их мало кто увидит. Про экзамен нам часто рассказывали в течение двух лет, поэтому было занимательно наконец-то посмотреть на его проведение глазами участника. Организаторы и наблюдатели были доброжелательны и старались сделать экзамен максимально комфортным для всех.
Обычно бывает несколько вариантов экзаменационных материалов, и узнать, какой именно попадётся, невозможно. Организаторы в аудитории их даже раздают по-разному: кто-то с левого ряда начинает, а кто-то с правого. После каждого экзамена казалось, что мне достался не очень сложный вариант. Хотя возможно, это потому, что я думала над ним 4 часа:) На экзамене мне, помимо новых заданий, встретились те, которые я раньше видела или решала.
Есть ли у тебя какие-то секреты самоорганизации при подготовке?
Особых секретов, думаю, нет. Для самоорганизации старалась определять себе сроки выполнения заданий и, чтобы их не пропустить, приносила задания преподавателям на проверку, иногда договаривалась и обсуждала решения с друзьями. Помимо стандартных советов по обучению — слушать учителей, не лениться добиваться четкого понимания темы, использовать разные проверенные источники, убирать отвлекающие факторы — могу привести примеры лайфхаков, которые для нашла себя.
Я заметила, что иногда задерживаюсь в соцсетях дольше, чем хотела бы, но придумала, как извлечь пользу даже из этих моментов: подписалась на группы, которые публикуют задания ЕГЭ с ответами, и решала их, когда они попадались. Вдобавок я была подписана на сообщества, которые пишут научно-популярные статьи и новости про окружающий мир, иногда вместо решения задач читала их для развития кругозора.
Ещё мне очень не хотелось тратить время впустую, и я старалась с пользой проводить время в дороге. В этом мне помогали сайты с автопроверкой заданий (Биоробот, Решу ЕГЭ и другие), с их помощью удобно тренировать задания тестовой части. Старалась каждый день решать задания с сайта Биоробот, пока ехала до школы, чтобы он вечером не присылал смешные напоминалки. Это повышало уверенность в своих знаниях, но для зрения было не очень полезно.
Куда планируешь поступать и почему выбрала это направление?
Планирую дальше связать свою жизнь с биологией, хотела бы развиваться в области биотехнологии и селекции растений. В процессе работы над школьным проектом и участия в конкурсах по агрогенетике у меня была возможность познакомиться поближе с этим направлением, и оно меня заинтересовало. Сложно пока называть какие-то конкретные вузы, точно смогу сказать в сентябре.
Что нужно сделать, чтобы сдать ЕГЭ на 100 баллов?
1. Полюбить то, чем ты занимаешься. И предмет, и процесс подготовки.
2. Обладать большим объёмом знаний, иногда даже превышающим школьный уровень.
3. Уметь размышлять и понимать, что хотят увидеть составители.
4. Быть морально готовым к экзамену и разным результатам.
5. Собрать всю свою удачу. Как бы идеально вы ни были готовы к экзамену, ошибки — это в том числе и погрешность, которая всегда присутствует, потому что люди не компьютеры с бесчувственным алгоритмом.
С каждым годом ученики становятся все умнее, а экзамены — сложнее. В процессе подготовки мне было сложно понять, достаточно ли моего уровня знаний. Узнать я это смогла только тогда, когда начала решать экзаменационные материалы в аудитории, а убедиться — после получения результатов экзамена.
Всем, кому только предстоит сдавать ЕГЭ, желаю побольше сил, стойкости и удачи.
Пару слов от себя.
Хочу поблагодарить своих учителей:
Филину Ирину Ринадовну, учителя математики и классного руководителя, за поддержку, атмосферу в классе и самоотверженность в борьбе за понимание математики;
Мудрецову Елену Николаевну, учителя русского и литературы, за проведение интересных уроков и поддержку при участии в олимпиадах;
Лобанову Екатерину Сергеевну, учителя химии, за переданную философию, жизненный настрой и усложненные задания, которые помогали нам быть увереннее на экзамене;
Горловскую Евгению Юрьевну, учителя по биологии, за стойкость на практикумах и, безусловно, за 100 баллов!
Помимо этого, выражаю слова благодарности преподавателям, которые обучали меня в течение двух лет, готовили к экзаменам и помогали с проектом, а также друзьям и знакомым.
И конечно, я не могу не упомянуть людей, без которых весь мой путь не стал бы таким, какой он есть. Они создали для меня комфортную среду, в которой я смогла развиваться, поддерживали и помогали на протяжении всей моей жизни. Это мои родители.
Спасибо ❤️