ТАЙМЕР / Ты меня уважаешь? 14.04.2021

В неуважении традиционно обвиняют молодежь. Но нередко мы видим, как в транспорте или в магазине люди почтенного возраста кричат, хамят, требуют вместо того, чтобы вежливо попросить. Любому школьнику за такое поведение влетело бы по первое число. Выходит, раз седина на висках, то все можно? «Таймер» решил затронуть эту тему: мы опросили несколько десятков людей в нашей школе, чтобы узнать, как связано сегодня понятие уважения к старшим с уважением к личности вообще. Наиболее интересные ответы хотим показать вам.

Уважать старших надо, они мудрее, и вообще, это принятое правило этикета. Бывает, что они нарушают твои личные границы. Если это родители, то им позволяется. Они беспокоятся за тебя. А если не родители, то нет. Человек не имеет права грубить без особого повода, даже если он старше. Но, если пожилая женщина заходит в автобус и велит мне уступить свое место, хотя рядом в автобусе много пустых сидячих мест, то я уступлю, а сама пересяду. Не буду конфликтовать». (Анна У., 8 класс)

– Пожилых надо уважать, потому что они старые, прожили практически всю жизнь, им будет приятно, если к ним будут проявлять уважение. А если они грубят…ну, мне все грубят, так что нормально. (Никита Н., 6 класс)

– Старшие умственно выше нас, мы должны уважать их, как раньше чтили мудрецов. Хотя надо иногда ставить границы. (Александр Б., 7 класс).

– У меня есть выбор: уважать человека или не уважать. Каждый из нас совершает и некрасивые, и достойные поступки. Если я решаю отслеживать только негатив, то мир вокруг быстро приобретает неприятный оттенок. А когда я выбираю опцию «уважать», картинка меняется на противоположную. Я сама ее настраиваю. Что касается уважения к старшим, для меня это очень важно. Классно, когда вокруг есть более опытные, более уверенные люди! Они уже прошли огонь, воду и медные трубы и могут тебя ободрить: "Не бойся, это не страшно, мы там были и выжили!» Только не каждый старший может быть опорой. Среди стариков хватает людей, ведущих себя диким образом. Тут надо себе сказать: "стоп! этот человек седой, но не взрослый." Грубость к другим начинается с плохого воспитания, но с возрастом все черты личности усиливаются. Китайцы говорят: " 90 лет - возраст истинного лица ". Если человек был завистливым и мелочным, годы не изменят его в лучшую сторону. А если всю жизнь в себе воспитывать терпимость и доброту, они станут еще заметнее в старости. Старость, как увеличительное стекло, проявляет все качества души в полной мере. (Гордон М. В., педагог)

– Есть такие бабушки и дедушки, которые «наезжают» на тебя и говорят: «уступи мне, я дольше пожила!» А когда ты встаешь, они просто плюхаются на твое место и забывают о твоем существовании. Недавно я ехала в одном вагоне с группой туристов из Италии. Среди них была пожилая женщина. Не поверите, она, наверное, минуты три благодарила меня за то, что я уступила ей место! Мне даже неловко стало от ее бесконечных «gracias!» Это сильно отличается от того, что я привыкла слышать и видеть. Возможно, такая реакция связана со степенью самоуважения, с тем, насколько человек здоров, не в физическом смысле, а в нравственном, что ли. Насколько он открытый, доброжелательный… И такой человек, я уверена, не заденет чужое личное пространство. Я вообще к этому трепетно отношусь. Если ко мне в комнату войти без стука, мне, как минимум, будет очень неприятно, я могу даже устроить истерику по этому поводу… (Таисия К., 8 класс).

– По «дефолту» я всегда уважаю людей, неважно, взрослый это или ребенок. Это попытка наладить дружеские отношения, а там уже как пойдет. Какого-то заранее простроенного отношения к взрослым или к детям нет. А если мне грубят и нарушают личное пространство, то неважно, кем окажется мой собеседник: подростком, ребенком или взрослым – реакция на агрессию будет одинаковой. Если он ведет себя со мной неправильно, я дам ему в морду. (Эдуард Р., 11 класс).

– Я считаю, что уважение нужно еще завоевать. Сначала я отношусь ко всем ровно, можно сказать, «никак». (Андрей К., 11 класс).

– Есть золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Я уважительно отношусь к людям, и они тоже относятся ко мне с уважением, а отношения, основанные на взаимном уважении, - залог хорошего будущего. (Даниил Р., 8 класс).

– Ты никому ничего не обязан и ничего никому не должен. Уважение нужно заслужить. Бывает, ты за человеком плетешься хвостиком, но не потому, что он тебе важен, а потому, что ты мелкий и сам еще ничего не решаешь, просто подражаешь взрослым. Уважение возникает, когда человек что-то сделал для тебя, показал, объяснил, и ты думаешь: «хм, а он ничего». Когда можно поговорить, пообщаться, и ты чувствуешь, что человек тебя приближает к себе, – вот тогда рождается уважение. А если меня пытаются грубо согнать с места в транспорте, я отвечаю в том же духе. «Я прожила пятнадцать лет, у меня болят суставы, поясница, голова кружится, тахикардия, панкреатит, вегетососудистая дистония и гастрит, так что я буду сидеть… и не хотите ли попробовать взвесить мой рюкзак?!» Шучу. На самом деле я выясняю отношения очень редко. Но сделаю такой возмущенный взгляд! Место уступлю, но последнее слово должно быть за мной! (Анастасия У., 8 класс).

– Уважать людей нужно ради уважения к себе. Правда я далеко не всех взрослых уважаю. Если человек обесценивает меня и мои таланты, говорит, что я ничего не могу, не достойна, и вообще, как я смею жить на свете с таким ужасным характером и отношением к миру, - мое мнение о нем тоже на высоте не останется. Взрослые нам часто говорят: «мы твои родители (бабушки, дедушки), именно поэтому ты обязан нас уважать!» Меня это просто бесит! Я считаю, что одного лишь факта родства недостаточно для уважения. (Ирина Б., 10 класс).

…Уважаю ли я старших? Смотря каких. Не все, кто старше, достойны уважения, но судить, кто достоин, а кто нет, – не нам. (Екатерина Н., 9 класс).

Итак, дорогой читатель, в ходе дискуссии «Таймер» выяснил интересную вещь. Уважение к старшим – это традиция, которую никто не отрицает, но при этом каждый решает сам, как с ней обращаться. В своем решении наши респонденты опираются не на требования общества, родителей или школы, а на личные предпочтения. Выходит, мы уже сейчас сами пишем правила, по которым будем жить.

Подготовила Александра Белоусова