ТАЙМЕР/ Неплохой Голубой огонёк 30.12.2020

Ни один Новый год в моей семье не обходится без просмотра «Карнавальной ночи». Многие знают песню Людмилы Гурченко про 5 минут, а реплики фильма давно разобраны на цитаты. Недавно я решила её пересмотреть и поняла, что в моём восприятии картины многое изменилось. Но для сравнения я посмотрела и ремейк легендарного фильма - «Карнавальная ночь - 2, или 50 лет спустя», хотя фанаты оригинала его терпеть не могут. Предлагаю разобраться, кто прав и почему у «Карнавальной ночи – 2» столько негативной критики.

Сюжет

«Товарищи, есть установка — весело встретить Новый год»

С.И. Огурцов

Команда работников Дома культуры – Лена Крылова, Гриша Кольцов, Серёжа Усиков и другие - готовят новогоднюю программу, состоящую из самодеятельных сольных и танцевальных номеров, выступления оркестра, есть даже фокусник и клоуны! Строгий и придирчивый Серафим Иванович Огурцов, временно назначенный на пост директора не одобряет развлекательную программу и предлагает свою – основательную, серьёзную и идеологически правильную. Но команда не хочет уступать: ограничиваться классической музыкой, слушать лектора и докладчика. Прибегая к разным уловкам и делая всё возможное, чтобы отвлечь Огурцова, друзья всё-таки исполняют все номера из своей программы и весело отмечают Новый год.

Ремейк: в тот самый Дом культуры, где происходили события оригинала, приезжает режиссёр обеих частей, Эльдар Александрович Рязанов, с просьбой о съёмках картины «Карнавальная ночь - 2, или 50 лет спустя». Но директор Кабачков отказывает Рязанову, поскольку уже полным ходом идёт работа над одноимённым новогодним концертом, который будет транслироваться на телевидении. Однако организаторы концерта, Алёна Крылатова и Денис Колечкин, поддерживают Рязанова и втайне от Кабачкова стараются воплотить программу любимого режиссёра. Внезапно на горизонте возникает Колян, старый знакомый Кабачкова и скупщик недвижимости. Он проводит рейдерский захват: покупает Дом культуры и ставит условие освободить помещение до Нового года. С этого момента к самодурству Кабачкова прибавляется алчность, которая заставляет взять деньги Коляна и пообещать ему закончить концерт за час. Но накануне Нового года повторяются события пятидесятилетней давности: концерт идёт своим чередом, А любая попытка зловредного директора помешать веселью делает посмешищем его самого.

Впечатление

«За всё, что здесь происходило, я лично никакой ответственности не несу.

Это всё происки Рязанова».

С.С. Кабачков

Если честно, первая часть воспринимается как лёгкая светлая комедия, а вторая как долгий и нудный провальный мюзикл. Что-то пошло не так? Для начала, разберёмся с историческим контекстом.

Первый фильм вышел в свет в 1956 году, во времена хрущёвской оттепели, когда цензура начала немного спадать и стало можно иронизировать над идеологией. Второй – в 2007. Разгар рейдерства, падение уровня культуры, безразличие к традициям своей страны, рост преступности. Вот почему почему Огурцов борется за идеологию, а Кабачкова интересуют только взятки и трансляция на «Главном канале». Исторический контекст превращает ремейк в пафосное обличение прогнившего общества, где всё держится только на коррупции. Из-за этого во образ Алёны Крылатовой меркнет, поскольку, в отличие от Лены Крыловой, которая выглядела настоящим новатором и человеком своего времени, она предстаёт консерватором, идущим против дирекции не потому, что хочет доставить удовольствие аудитории, а потому что на неё давит авторитет мэтра Рязанова. и его картины.

В контексте 21 века «не работает» любовная линия Крылатовой и Колечкина. В 40-х годах на экранах впервые показали поцелуи, а в зарубежных фильмах появилась первая откровенная сцена, что повергло зрителя в состояние шока. Но трепетные ностальгические ухаживания Гриши Кольцова за Леной Крыловой довольно странно смотрятся на фоне коррупции и взяток. Понятно, что Рязанову хотелось сохранить трогательную атмосферу собственного фильма, однако в сюжете, где артисты попадают на эстраду с помощью долларов, подобная наивность будет присуща подросткам, а не взрослым людям.

Еще в ремейке столько музыкальных номеров, что они не уместились в один час и «Карнавальную ночь – 2» пришлось сделать двухсерийной. Сравните: 14 номеров из классического фильма против целых 26! Если убрать добрую половину этих выступлений, никакого урона сюжету не будет. Номера никак не раскрывают персонажей, и не показывают оригинальность артистов Дома культуры. От прошлого фильма здесь только жалкие попытки Кабачкова помешать делу. И режиссер.

Мнения

«Вы, собственно, соображаете, что вы делаете?»

С.И. Огурцов

  1. «Очень не нравится фильм, хотя артисты подобраны замечательно, всех люблю! Но «Карнавальная ночь» уже не та… Почему-то жалко Рязанова. Видно, что фильм снимался в жутких потугах»
  2. «Новогодний концерт, а не фильм. Капустник.»
  3. «Видимо зрители ждали такую же смешную, легкую, искрометную картину, как и первая «Карнавальная ночь», но Рязанов вовсе не снимал подобие того же фильма. Дух времени совсем не тот, те фильмы уже не повторить никогда, да и того юмора, той искренности, той самоотдачи актеров уже не будет. Это фильм о наболевшем, о народе, о проблемах теперешней жизни, поэтому он вышел настолько грустным, где-то жестоким, где-то пошлым - в точности как наша действительность».
  4. «Я всё-таки считаю, хорошо, что Рязанов снял этот фильм. Там есть даже некий стёб над самим собой. Два фильма отделяет пол века, всё началось в одной стране, а закончилось совсем в другой».
  5. «Россыпь блистательных талантов советско-российского кинематографа не спасла этот убогий фильм!»
  6. «Когда сравниваешь с оригиналом, понимаешь, что это «опошление» классики».
  7. «В целом неплохой Голубой огонек».

Актёрский состав

«Бабу-ягу брать со стороны не будем, воспитаем в своем коллективе»

С.И. Огурцов

Сняться у живого классика в ремейке его же знаменитого фильма – от такого предложения отказаться невозможно, поэтому не стоит упрекать актеров. И Алена Бабенко, и Сергей Безруков со своей задачей справились. «Потрясающе, что обе картины с разницей в пятьдесят лет снимает один и тот же режиссер. Случай для Книги рекордов Гиннесса. Да и сам Эльдар Александрович как режиссер достоин Книги рекордов Гиннесса по количеству успешных фильмов. Чуть ли не каждый становился народным хитом». (Сергей Безруков о своей роли в интервью «Известия»)

А вот Кабачков и Огурцов получились почти антагонистами.Но идеологически правильному Серафиму Ивановичу, намеренному перевоспитать всех и вся, невольно сочувствуешь, - и это, безусловно, заслуга Игоря Ильинского, который так хорошо «вжился» в своё амплуа. Зато коррупционера Кабачкова в исполнении Сергея Маковецкого не жалко совсем. Наоборот, на протяжении всего фильма он вызывает у зрителя ненависть.

Не успел

Ремейка, кстати, могло бы вообще не быть. По версии «Комсомольской правды», «…поначалу предполагалось, что Рязанов к Новому году создаст продолжение комедии «Ирония судьбы-2». Но потом планы изменились. Возможно, свою роль сыграло то, что на Киностудии Довженко прошли съемки новогоднего мюзикла «Карнавальная ночь-2» украинского режиссера. <…> Вот и пошли разговоры, что Первый канал решил, что его версию комедии создаст сам Рязанов!»

Эльдар Александрович вызов принял, но работа над проектом шла очень трудно. Шутка ли – три месяца на все про все, от сценария до монтажа! Взяться создать картину за такой срок мог только настоящий авантюрист. Все были невероятно загружены, сам Резанов постоянно недосыпал. Будь больше времени на подготовку, - может, на экраны бы бы вышел еще один народный хит. Но нет.

Не хочу обидеть фанатов ремейка, но получилось, что получилось. В «Карнавальной ночи» Серафим Иванович Огурцов застрял в лифте, который двигался вверх, а Сергей Сергеевич Кабачков из «Карнавальной ночи – 2, или 50 лет спустя» застрял в кабинке туалета на первом этаже. Вот такой вот уровень.

Полина Гнедыш